ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Причины неуспеваемости школьников.
Помните старый анекдот: сын с опущенной головой протягивает отцу дневник с двойкой по пению. Папаша обреченно произносит: «Ну и как же теперь дальше ты жить будешь?» Дорогие родители, не ругайте ребенка за «неуд» - это двойка вам, и неуспеваемость вашего школьника – прежде всего, ваша проблема, а не его. Плохие оценки в дневнике говорят о том, что вы в чем-то не справляетесь! Постарайтесь отыскать ошибки и пробелы в воспитании, исправить их, и только тогда ваш ребенок начнет хорошо учиться, а вы поставите себе 5 по воспитанию.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне (за отведённое время) знаниями, предусмотренными учебной программой.
ОТСТАВАНИЕ – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
Причины, по которым учащиеся становятся неуспевающими, достаточно разнообразны. Это:
Социальные причины
Социальная среда, в которой воспитывается ученик. Чаще всего «двоечниками» становятся дети из неблагополучных семей.
Низкий уровень жизни родителей. Родители вынуждены всё своё время уделять зарабатыванию средств на существование, а на воспитание и обучение собственных детей времени у них не остаётся.
Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.
Особенности домашнего воспитания. Дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к школьной дисциплине.
Систематические прогулы занятий.
Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению К. Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка».
Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого.
Отношение к ученику: чаще всего это эмоциональное отвержение ребенка со стороны учителя или родителя.
Наследственность
Врождённые (неблагоприятная наследственность, врождённая неспособность к умственному труду) или приобретённые заболевания.
Медлительность, вызванная особенностями характера, или задержкой в развитии, или прочими факторами. Таких учащихся иногда оскорбительно называют тугодумами.
Чрезмерная робость, стеснительность, неуверенность в себе.
Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения.
Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса
Отставание в развитии от своих сверстников. Таким учащимся трудно соответствовать требованиям, предъявляемым к «среднему» ученику.
Слабое здоровье. Хронические заболевания, нарушения зрения, заболевания центральной нервной системы затрудняют адаптацию ученика в школе, снижают мотивацию к повышению успеваемости. Причиной плохих оценок может стать авитаминоз.
Примеры типичных ситуаций
* В семье мальчиков-близнецов родители часто ссорились, и поэтому дети в первом классе начали своеобразное соревнование: кто хуже учится, тот и победит. Папа и мама были вынуждены дома заниматься с каждым в разных комнатах, а на выяснение отношений между собой времени у них уже не оставалось. Так мальчишки решили задачу более важную, чем учеба. Поэтому практика показывает, что стоит только родителям решить свои проблемы, так сразу дети начинают учиться лучше.
* Некоторые дети получают плохие оценки умышленно, чтобы вернуть внимание мамы и папы, утраченное после рождения второго ребенка, как это часто бывает. Они создают такие ситуации, что родители вынуждены буквально не спускать с них глаз: проверяют уроки, вместе решают задачи и т. п. Подумайте, достаточно ли внимания, тепла и ласки вы уделяете своему ребенку? Может быть, он чувствует себя одиноким, никому не нужным?
* Есть дети – ярко выраженные лидеры. Придя в школу, они стремятся стать во всем лучше всех, а когда это не получается – начинают хулиганить. Для них главное – во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Что предпринять в таком случае? Взять учителя в союзники. Попросите, чтобы учитель чаще хвалил его за хорошие поступки, игнорировал мелкие проделки, а за крупные строго наказывал. А за единицы и двойки пусть сам краснеет в кабинете директора или завуча, а не мама. Почувствовав личную ответственность, маленький честолюбец вернется к реальности.
* Еще одна причина неуспеваемости школьников – нежелание взрослеть. Такое часто происходит в семьях, где родители проводят на работе слишком много времени, а домой приходят очень усталыми и раздраженными. Любое недовольство дети чутко улавливают и все проблемы пап и мам связывают с их статусом взрослых. Ребенку достаточно услышать фразу типа «вырастешь – узнаешь» или «вот будешь работать – поймешь» и он начнет защищаться от будущих взрослых «страшилок». Если в вашей семье похожая ситуация, старайтесь не выплескивать отрицательные эмоции на ребенка и не ведите со школьником серьезных разговоров о своих проблемах. Лучше будет приласкать малыша, поговорить с ним по душам, и объяснить ему доступно и понятно преимущества взрослой жизни. Например: став взрослым, он может самостоятельно выбирать еду, одежду, планировать свои дела, путешествовать, дарить близким подарки… Вы должны объяснить, что качество жизни зависит от образования. Если вы сумеете заинтересовать ребенка чем-нибудь, что напрямую связано с его успехами в школе, тогда он будет хорошо учиться.
Некоторые советы психолога родителям по воспитанию неуспевающих детей:
Если хотите, чтобы в дневнике школьника были только хорошие оценки, запомните три слагаемых успеха: труд ребенка, ваше время и терпение. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, награждать обидными эпитетами. Это не принесет никакой пользы, а его самооценку понизит еще больше.
Вашей главной задачей является: психологически поддерживать ребенка, одобрять, подбадривать, показывать, что вы верите в его силы. Чаще говорите фразу «не волнуйся, ты сможешь».
Рекомендации родителям неуспевающих учеников
Внимательно просмотрите список причин, по которым дети становятся неуспевающими. Попытайтесь определить, какая причина действует в вашем случае.
Побеседуйте со своим ребенком, постарайтесь избегать в беседе угроз, оскорблений, запугиваний, наказаний. Ваша задача - выяснить совместно с ребенком причину неуспеха в школе. Выскажите свои чувства относительно его оценок: «мне грустно от того, что в твоем дневнике появляются «двойки», «мне страшно, что в дальнейшем это скажется на твоем будущем», избегайте оценок личности «ты тупой, что ли?», больше говорите о своих переживаниях.
Организуйте встречу с классным руководителем вашего ребенка и с учителем, по предмету которого у вашего ребенка присутствуют «двойки». Спросите мнение учителей о способностях вашего ребенка, о возможностях дополнительных занятий, попросите посоветовать вам литературу, изучая которую, ваш ребенок сможет восполнить пробелы в образовании. Узнайте их соображения на счет причин неуспеваемости вашего ребенка.
Помните, что оценки, конечно, это важно, однако важнее чувства вашего ребенка, ваша любовь к нему. Многие известные люди были «двоечниками» - Уинстон Черчилль, Владимир Маяковский, Антон Чехов, Лев Толстой и многие другие. В случае, если вы знаете, что ваш ребенок умен, сообразителен, а оценки этого не отражают, помните о том, что
школа – только начало жизни. Успокойтесь сами, не наводите панику и это, скорее всего, отчасти снимет напряжение с вашего ребенка.
Занимайтесь общим интеллектуальным развитием вашего ребенка, показывайте ему пример. Ходите в музеи, театры (конечно, выбирайте те выставки и постановки, которые интересны вашему ребенку и адекватны его возрасту), рассуждайте с ребенком на интересные вам обоим темы, читайте книги сами и советуйте литературу своему ребенку, не ограничивайте общение со своим ребенком только бытовыми вопросами и обязанностями.
Расскажите ребенку о том, как вы учились в школе. Если «двойки» у вас тоже были, расскажите, почему и как вы с этим справились или как это повлияло на вашу жизнь. Если же «двоек» не было, объясните ребенку, как вы этого добились. Дайте понять ребенку, что вы – его поддержка, вы поможете ему справиться с неудачами и вместе найдете выход. Это в дальнейшем будет способствовать тому, что ваш ребенок будет обращаться за помощью именно к вам. Верьте в себя и своего ребенка, любите его таким, какой он есть.
При выполнении домашнего задания ваша непосредственная помощь должна быть минимальной. Ребенок должен это понять с самого начала учебы. Скажите ему, что поможете ему разобраться только с очень сложной задачей, а остальное он должен делать сам. Если родители систематически делают уроки с ребенком, то постепенно он привыкнет свои проблемы перекладывать на других. А это становится мощным тормозом для развития интеллекта. Ученик, на «семейном буксире» постепенно утрачивает инициативу и способность бороться за хорошие оценки. И с каждым днем ему будет все труднее начать учиться самостоятельно.
Также не следует демонстрировать излишнюю озабоченность неуспеваемостью или успехами своего ребенка. Вспомните себя в детстве: вам же хотелось, чтобы вас любили не за хорошие оценки и поведение, а самих по себе? Дети должны это чувствовать и тогда у вас и у них все получится!
Следует помнить известное:
- Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
- Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
- Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
- Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
- Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других
- Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
- Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Успехов вам, уважаемые родители!